Биоэнергетика, что это? Откуда? Почему сейчас об этом так много говорят? Вот некоторые вопросы, постоянно всплывающие в любой беседе. И по мере конкретизации объекта разговора возникает множество сопутствующих вопросов. Попытаемся разобраться в лавине обрывочных, кратких, расплывчатых сведений по этой проблеме. На протяжении всей истории человечества разные народы, называя ее по-разному, знали о существовании биоэнергии. На древних индийских монументах встречаются изображения бога Вишну с огоньками, выходящими из кончиков пальцев, а в Йоге одним из основных понятий является «прана», энергия. «Пранаяма» — энергетическая работа — неотъемлемая часть любой йоги. Идея о целебной, истекающей из рук силе была известна и в Египте. Как это видно на рисунках корнакского храма в Фивах или в доме Сета (в Некрополе) Мемфиса, а также известно из папирусов — египетские жрецы исцеляли больных пассами и усыплением. Затем этот метод заимствовали греки — всякий серьезно заболевший человек отправляется в храм Эскулапа, как тогда выражались «для сна». Отсюда до сих пор начальный период любой болезни называется «инкубационным».

В Китае и боевые искусства, и многие виды творческой деятельности, такие, как живопись, каллиграфия, пронизаны «Цигун» — энергетической работой, а «ци» — энергия, управляет процессами этой деятельности (рис. 2.1).

Рис 2.1

В Гуан-си и Гуан-дуне существует обычай: если вор, убегая из обворованного им дома, на земле оставил следы своих ног, то пострадавшие зовут опытного бонзу, который забивает в след бамбуковый кол и сосредоточившись, внушает беглецу неодолимое желание вернуться к месту преступления.

Сведения о биоэнергии имеются и у древних авторов — Гомера (в «Илиаде»), Плиния, Цельса, Тацита. С Парацельса и Ван-Хельмонта начинается возрождение этой отрасли медицины на более научной основе. Ученые, обращаясь к биоэнергии, называют ее по-разному, а именно: последователи Мессмера — магнетическим флюидом; Жюсье называет ее животной теплотой; Патетен — жизненным электричеством: Барети — нервной силой: Крукс — психической силой: Рейхенбах — одом или био-дом от санскритского «Va» — дуть, «Vado» по-латыни, «Vodan» в старогерманском языке означает идею всепроникающего вещества. По Рейхенбаху «од» — середина между магнетизмом, электричеством и теплом.

Русские ученые XIX века также уделяли большое значение загадочному явлению, например, Погорельский посвятил более двадцати лет изучению так называемого животного магнетизма. Подчеркивается, что ни одна из известных сил природы, взятых обособленно или в совокупности, недостаточна сама но себе, без участия человеческого духа, чтобы составить действительную причину животно-магнетических явлений.

Современные ученые всего мира занимаются поисками новых видов энергии. Циолковский, затем Эйнштейн и Вернадский расширяют традиционное европейское понимание строения мира, Вселенной с учетом многомерности требований освобожденной от догм науки.

В воздухе присутствуют два вида ионов — тяжелые и легкие, пребывающие в относительном равновесии между собой, подобно Ян и Инь. Увеличение количества отрицательных ионов в воздухе вызывает у человека прилив бодрости, легкости, а увеличение положительных — тяжелое, гнетущее состояние. Электрическое поле окружает и пронизывает тело человека. Положительные ионы атмосферы опускаются на него сверху, а отрицательные ионы Земли, поднимаясь вверх, входят в него снизу. Вдыхая, человек вбирает в себя ионы Земли, выдыхая — ионы атмосферы.

Любой из окружающих человека объектов, одушевленный или неодушевленный, имеет свой энергетический кокон, сложность структуры которого возрастает по степени усложнения внутреннего строения объекта. Вход человека в зону действия облака энергии предмета или существа вызывает возмущающее действие на обе оболочки и, в зависимости от устойчивости внутренних энергетических взаимосвязей каждого из них, более целостная сильнее влияет на менее устойчивую структуру.

Вот почему не рекомендуется жить в бетонных домах, имеющих вязкую, тяжелую, иньскую структуру, а деревянные дома благотворны для высушивания, облегчения человеческого кокона. И конечно, необходимо учитывать свойства каждой породы дерева, так как разные виды деревьев по-разному взаимодействуют с биоэнергетикой человека. Одни, например осина, поглощают ее, причем, в первую очередь, тяжелую, болезнетворную, избыточную часть. Другие — кипарис, тополь — могут извлечь избыток, низший слой биоэнергетики, но основная функция их — перестройка энергетической структуры в человеке, облегчение ее — подобна катализатору в химических процессах. Третьи — дуб, сосна, граб — наделяют своей энергией человеческие оболочки, обогащают их, усиливают. В этом основная причина того, что китайцы традиционно предпочитают спать, кладя голову не на подушку, а на деревянный валик.

На этом же принципе зиждется лечебное воздействие различных минералов (янтарь, нефрит, яшма, сердолик), растений, речной и морской воды, металлов. Тело человека многослойно, непостоянно, взаимосвязано и взаимозависимо по оболочкам, по центрам сообщения между ними.

Йоги указывают на семь телесных оболочек:

а) физическая;

б) эфирная;

в)астральная;

г) ментальная;

д) космическая;

е)духовная;

ж) нирваническая.

Мы рассмотрим только несколько из них — самые грубые, необходимые в рассматриваемой нами области, прежде всего взаимодействующие с окружающим миром, — физическую, эфирную, астральную. Самый явный, материальный, грубый слой — физическое тело. Энергия этого тела — кровь, текущая по сосудам; лимфа, сосредоточенная в ганглиях; ферменты, выделяемые железами. Насыщается, обогащается через воздух, вдыхаемый через легкие, пищу, поступающую в пищеварительную систему, и через химические реакции в клетках всего тела. Китайцы называют энергию физического тела «Ли».

Избыток энергии, получаемой при этих процессах, по энергетическим каналам переходит в эфирное тело. Можно сказать, что физическое тело служит связующим звеном между энергоструктурами окружающего мира и тонкими слоями человеческого тела. В силу своей жесткости оно способно сохранять постоянство формы и служит защитным панцирем для тонких тел, в особенности эфирного тела. Эфирное тело повторяет форму физического тела, подобно сгущенному дыму, и наиболее важные энергетические центры его соответствуют топографии органов физического тела.

Схема точек ко главе 2:
1 -шань-чжун, 2-цэя-цзи, 3-ци-хай, 4-хуэи-инь, 5-сы-швнь-цуи 7-бай-хуэй, 7-мин-мэнь, 8-лао-гун, 9-юн-цюань

Рассмотрим основные центры, аккумулирующие энергию и удерживающие ее продолжительное время. Наиболее мощные из них китайцы называют дань-тя-нями (рис. 2. 2); индийцы — чакрами (рис. 2.3-4).

 

Таких дань-тя-ней в теле три: верхний (шань дань-тянь), средний (чжун дань-тянь), нижний (ся дань-тянь). Они соответствуют трем чакрам в йоге, соответственно: аджна-чак-ре, анахата-чакре, свадхистана-чакре. Верхний, шань дань-тянь, расположен в области головного мозга, выходя на поверхность лба в так называемом «третьем глазе». Средний, чжун дань-тянь, находится в центре грудной клетки, имея на передней поверхности зону энергетической точки шань-чжун, а на задней — зону точек цзя-цзи, так называемый «дыхательный центр». Нижний, ся дань-тянь, расположен в брюшной полости ниже пупка, имея на животе зону точки ци-хай, т. е. «море энергии» (рис. 2-2).

В йоге говорится о наличии еще четырех чакр, две из которых выполняют распределительную функцию: вишудха, находящаяся в области гортани, т. е. между верхним и средним дань-тянем, уравновешивает их взаимодействие, и манипура, расположенная немного выше пупка в зоне солнечного сплетения, уравновешивает взаимодействие среднего и нижнего дань-тяня. Две оставшиеся чакры объединяют всю работу центров, если находятся в пробуженном состоянии, или являются мощным резервом потенциала человека, если еще пассивны. Одна из них называется Кунда-лини, ее образ — спящая змея, свернувшаяся в спираль. Находится в области копчиковой железы. Другая — сахасрара, тысячелепестко-вый лотос. Находится на макушке головы. Им соответствует в энергоработе даосов зонахуэы-инь, расположенная на мембране промежности, и зона сы-шень-цун, охватывающая точку бай-хуэй на макушке. Эти очень важные области удерживают собой пронизывающий канал, проходящий в центре туловища и объединяющий все дань-тяни (рис. 2.5). В некоторых китайских источниках Цигун производится дополнительное разделение нижнего дань-тяня на три независимых энергоцентра, называемых задним (вокруг зоны точки мин-мэнь), центральным (на оси точки ци-хай внутри брюшной полости) и нижним (в зоне, охватывающей точкухуэй-инь). Это еще больше сближает дифференциацию энергоцентров в китайской и индийской традиции.

Наряду с этими мощными центрами имеют место частные энергоцентры, базирующиеся на внутренних органах Они разделены на две равные группы, одна из которых обладает способностью вбирать энергию из окружающей среды. Она объединяет полые органы (фу) — толстый кишечник, желудок, тонкий кишечник, мочевой пузырь, желчный пузырь. Вторая группа объединяет органы, обладающие способностью усваивать, распределять, тратить энергии, отдаваемые им соответствующими центрами полых органов. Она расположена на «плотных» органах (цзан)—легкие, селезенка и поджелудочная железа, сердце, почки, печень и перикард.

 

Эти внутренние энергетические зоны, находящиеся на проекции внутренних органов, связаны единой системой энергетических меридианов. Самые важные и мощные разделяются на две группы — основные меридианы и чудесные. По аналогии с водой китайцы называют чудесные меридианы озерами, а основные—реками и соответственно объясняют функции чудесных меридианов — насыщать, делать полноводными реки, а функция основных меридианов — нести энергию по всему телу, напитывая всю энергетическую оболочку эфирного тела. Чудесных меридианов восемь (ба-цзи-май), они распадаются на янские и иньские. Основные функции: заднесрединный (ду-май) — управитель всехяносмх меридианов, «море» всехян; пе-реднесрединный (жэнъ-май)-управитель всех иньскшс меридианов, «море» всех инь; наружный пяточный {ян-цзяо-май) — гордость и ускорительян-цм; верхний пяточный (инь-цзяо-май) — гордость и ускоритель ынь-цы;опоясывающий (дай-май) — хранитель ян-ци; внутренний поддерживающий (ян-вэй-май) — хранитель ян-ци, внутренний поддерживающий (инь-вэй-май) —хранитель инь-ци; поднимающийся (чжун-май) —регулятор энергии, «море» основных меридианов.

Основных меридианов по двенадцать на левой и правой половинах тела. Они, как уже говорилось выше, связывают в единую систему циркуляции энергии внутренних органов. Разделяются наянские и иньские. Если поднять руки вверх, то меридианы, поднимающиеся снизу вверх, от стопы в туловище или из туловища в кончики пальцев рук — иньские (инь-цзин). Соответственно, меридианы, опускающиеся из кончиков пальцев рук в туловище и из туловища в кончики пальцев ног являются янскими (ян-цзин).

Подробнее об этом можно прочесть в любой книге по игло-рефлексотерапии. По ходу движения меридианов эфирного тела в кожном покрове физического тела есть множество крохотных зон с повышенной энергопроводимостью. Их в иглорефлексо-терапии называют БАТ (биологически активные точки). Основная функция — улавливать изменения в энергетике внешней среды и помогать регуляции внутренней энергетики.

Можно сказать, что точки — это мембраны для взаимосвязи, взаимодействия внешнего и внутреннего мира, а они также явля-

ются местами соединения и взаимного снабжения энергией физического и эфирного тела. Точки делятся по функциональной предназначенности на способные активно отдавать и вбирать энергию (лао-гун, бай-хуэй, юн-цюань, кончики пальцев рук и ног), регулирующие работу меридиана (тонизирующая, пособник, седатирую-щая, глашатай, ЛО-точка) и служащие энергообмену физического и эфирного тела (большая часть остальных точек).

Первые и вторые расположены на периферии тела — руках и ногах, как бы отстранены подальше от возмущающего воздействия энергетических центров и активных внутренних процессов со сложным взаимодействием органов. Третья группа охватывает прежде всего поверхность головы и туловища. На поверхности тела обнаружено уже более 1000 точек, все тело напоминает дырявую оболочку, из которой постоянно вытекает и кружится газообразная субстанция. Природа позаботилась и о дополнительных клапанах, обеспечивающих бесперебойный обмен энергий внутренней среды и внешних оболочек. Все суставы рук и ног, сгибаясь, пережимают естественный ток эфирной энергии в конечности, но в месте сгиба начинают работать очередныеян-ский и инъский клапаны, являющиеся в этот момент конечными в токе энергии.

Самая мощная зона взаимосвязи физического и эфирного тела — это нижний энергетический центр (ся дань-тянь). По китайским канонам он влияет на физиологию, активизирует иммунную систему. Является центром внимания занимающихся боевыми искусствами, Цигун и системами саморегуляции.

Китайцы называют энергию эфирного тела — «Ци». Астральное тело также имеет связь с физическим и эфирным телами, но через зону среднего дань-тяня. Энергия этого тела эмоционально-чувственная, сфера общения личности с окружающим миром. Любое чувство представляет для астрального тела питательную энергию, но по своему качеству, «удельному весу», ценности, эмоции и чувства делятся на две группы: одна — это тяжелые, мрачные, грязные, негативные, злые, а другая — соответственно, легкие, позитивные, добрые. Конечно, степень глубины любого чувства может быть различна, как и цветовая гамма энергетического потенциала каждого из них.

Положительная часть эмоционально-чувственного спектра более совершенна по своей природе и представляет собой субстанцию, подпитывающую еще более тонкое по структуре духовное тело. Кроме того, эта часть облегчает, делает «воздушным», окрыляет астральное тело, дает ему возможность легко взаимодействовать с эмоционально-чувственной сферой окружающего информационного поля.

Отрицательная часть этого спектра груба и несовершенна по своей сути и представляет собой тяжелую, клейкую энергомассу, способную быть питательной средой для эфирного тела, но своим внедрением в тело вносящую дисбаланс в естественные пропорции распределения эфирной энергии. Китайцы называют энергию астрального тела — «Шень».