Тело человека можно рассмотреть как сложную систему, объединяющую несколько более простых, которые состоят из подсистем, микросистем и т. д. Каждая деталь системы много­гранна, многофункциональна. Попытаемся выделить один из многих аспектов познания человеческого организма — энергоакустические системы. Осмысление этого позволит нам осознан­но рассмотреть действенный вид Цигун — вибрационный.

Рассмотрим сначала самые явные энергоакустические зоны организма:

1) Купол черепной коробки.

2) Камера грудной клетки.

3) Брюшная полость.

Каждая обладает замкнутым про­странством внутри себя, каждая из них своими стенками отражает вибрации в фокус, находящийся внутри. Ядро энергии, сосредоточенное в фокусе ка­ждой из этих полостей, в Цигун назы­вается дань-тянь. Качество вибраций, приходящих извне и производимых в процессе работы органов, определяет вид энергии ядра и его состояние. Раз­ность интенсивности реакций стенок на энергоимпулъс также определяет со- стояние и форму ядра энергии. Эти три основных емкости соединены гибким и плотным остовом позвоночника, по форме напоминающим музыкальный инструмент с акустической камерой крестца (рис. 12.2).

Рис 12,2

Позвоночник передает вибрации от одной основной камеры в остальные, преломляя их в зависимости от своей структуры, т. е. вибрации живота или грудной клетки смягчаются, укорачиваются, поднимаясь к черепной коробке. И, напротив, вибрации, опускаясь  вниз, становятся жестче, длина их волны возрастает. Можно сказать, что вибрации, как механические, так и энергетические, необходимы всем участкам организма для их жизнедеятельности. Вибрация — это колебание какой-то структуры с моментами напряжения и расслабления (Ян-Инь), что способствует обмену веществ, эластичности тканей и их длительной трудоспособности. Тонкая, нежная структура головного мозга способна без травмы усвоить только ослабленные, мягкие частоты вибраций, в отличие от более жестких нижних камер.

Теперь рассмотрим несколько более мелких структур.
1) Полушария головного мозга, с пустотами 4-х желудочков внизу (рис. 12.3).
2) Легкие, каждое из которых подобно чуть развернутой полусфере (рис. 12.4).
3) Печень, по форме подобна легким (рис. 12.5).


Сразу же бросается в глаза, что эти три структуры куполообразны, располагаются в различных дань-пгянях, очень подобны по форме восприятия вибраций и их преломления, а также близки по качеству составляющих их тканей (серозная, пористая, пемзо-подобная). В зоне фокуса отраженных волн каждой из этих структур находятся органы, функция которых стимулируется интен­сивностью этих вибрации, соответственно:

1) Таламусо-гипофизарная область.

2) Сердце.

3) Желчный пузырь.

На зоне произвольных, постоянных вибраций, излучаемых голосовыми связками, располагаются щитовидная и паращитовидная железы, использующие их. На зоне постоянных вибраций от дыхательных движений легких и сердцебиения располагает­ся вилочковая железа и грудной лимфатический проток. Кстати, форма щитовидной и вилочковой желез подобна акустической форме позвоночника.

В зоне мощных колебаний, излучаемых диафрагмой грудной клетки, находятся, кроме печени, еще желудок и селезенка.

В зоне длинных, жестких вибраций зоны тазовых костей расположены почки и надпочечники — железы, чутко реагирую­щие на колебания и передающие их почкам, с которыми находят­ся в непосредственном контакте.

В центре тазовой области у женщин расположен детородный орган, которому необходимы длинные волны колебаний. Еще можно упомянуть об интересной структуре пищеварительного аппарата:

1) Полость рта — зона, имеющая жесткий купол нёба. Нахо­дится сверху, где наиболее короткие, слабые вибрации.

2) Пищевод — зона, проходящая в грудной клетке и исполь­зующая всю совокупность колебаний, аккумулирующихся здесь.

3) Желудок — использует воздействие диафрагмы грудной клетки и передней стенки живота. Это зона вязких, длинных ко­лебаний.

4) Тонкий кишечник — зона, со всех сторон открытая для механического воздействия, практически не имеющая скелетной защиты и, соответственно, не получающая вибраций от костной ткани, а использующая неравномерные, непоследовательные вибрации брюшины, брыжейки и мускулатуры живота.

5) Толстый кишечник — зона слепой кишки и зона сигмовидного отрезка в области тазовых костей, а также восходящего участка в зоне свободной брюшины. Использует комплекс вибраций различного свойства от этих областей.

6) Прямая кишка — зона мембраны промежности, чутко реагирующей на любые механические и энерговоздействия, зона копчика: наиболее длинные, жесткие вибрации. Также можно сказать, что пищеварительная система и позвоночник начинаются на одном уровне — полости рта и заканчиваются на уровне копчика, т. е. расположены в одних и тех же зонах тела.

В зоне таза находятся почки и мочевой пузырь — важнейшие органы системы выделения, и на них распространяются вибрации, присущие тазу и пояснице.

Рассмотрев наиболее крупные системы и органы организма, можно сделать вывод, что вибрационное начало играет большую роль в функционировании и взаимодействии их (рис 12.6). 

Рис 12.6

Не входя в анализ более мелких (но это не значит — менее важных)  органов, отметим зону, важнейшую в отношении вибрационного Цигун, — гортань. В этой области голосовые связки — действенный источник вибраций — непосредственно соприкасаются с позвоночником, причем в отделе, наиболее легком и чутко  улавливающем колебания. На протяжении всей жизни современного цивилизованного человека сопровождает музыка, основным средством воздействия которой являются звуковые волны различной частоты. Они окутывают тело человека своими вибрациями, самым изощренным образом влияют на все множество приспособлений организма, улавливающих звуковые колебания и резонирующих в ответ на это действие. В своем развитии музыка отражает этапы развития человека, отвечает его потребностям. Для этого в музыкально-исполнительском искусстве сформировано множество видов прикладного воздействия, таких, как:

Перечисленными структурами вибрационного воздействия музыки не исчерпывается множество разноцелевых влияний на сложную систему энергетического тела человека. Это только малая часть целого, которое постоянно развивается для того, чтобы наиболее продуктивно действовать и направлять Личность в какую-либо сферу деятельности или бездеятельности.

Все эти виды объединяет то, что музыкальное искусство, являющееся процессом, развивающимся во времени и влияющим на индивидуальную структуру времени каждого человека, сопровождает временной процесс объективной действительности, объединенный единой задачей. Излучение звуковых волн, организованных определенной целью, прокатывается по всем структурам человеческого организма, который улавливает их и немедленно реагирует на них.

Морфологически это выглядит так: энергетический каркас или матрица любого материального тела, являющаяся единственной и неповторимой в своих деталях, постоянно обменивается мельчайшими частицами, составляющими ее материальное воплощение, атомами, молекулами с окружающей средой, т. к. сама энергетическая решетка матрицы также постоянно обновляется и на смену одним энергочастицам приходят другие. Происходит постоянная пульсация энергетической сферы, объединенной единой матрицей, и связи различных ее участков то усиливаются, то ослабевают. В эти моменты частицы вещества или освобождаются, отправляясь в свободный полет в потоках подобных им частиц, постоянно блуждающих от одного материального объекта к другому, или, наоборот, втягиваются на вакантное место, образовавшееся вследствие предшествующего ослабления энергосвязей.

Молекулы общего потока вещества, попадая в зону притяжения энергетической матрицы какого-либо тела, занимают вакантные места или пронизывают ее, если все участки заняты. В зависимости от структуры вещества матрицы имеют очень жесткие энергетические взаимосвязи, что характерно для твердых тел, или более слабые, как у жидких и, особенно, газообразных структур. Но в любом виде взаимосвязей ответные колебания энергетических матриц резонируют на звуковые волны, извлекаемые из музыкальных инструментов или голосовых связок.

Если соблюдается принцип совпадения вибраций, то отдельные участки энергосистемы начинают активно освобождаться от фиксированных ранее микрочастиц и обменивать их на другие, способные по своим свойствам заменить выбитые из ячеек структуры частицы, т. е. возникает некоторое энергетическое движение, которое будет продолжаться, пока продолжается эффект резонанса. В таком случае возможно изменение молекулярного состава вещества, т. е. алхимический эффект. Если же удается создать эффект совпадения, то резонирование приобретает характер полной деформации матрицы. Она теряет сложившиеся взаимосвязи, распадается на составные части с локальными центрами притяжения и теряется как целое. При этом структура целого распадается, т. е. предмет перестает существовать как объект, но может сохранить в частностях качества целого, а может и перейти из одного качественного состояния в другое.

Примером частичного резонирования может быть энергетическое воздействие на ткань человеческого тела в процессе саморегуляции. На первых этапах работы на основных энергетических каналах активизация точек и их взаимосвязь проявляется сугубо по проекции канала. Если усилить воздействие посредством мощных волн вибраций соответствующе подобранной музыки или звуков, выделяемых голосом, то происходит стремительная трансформация или, правильней назвать, мутация ткани, окружающей канал. Между точками возникает обобщенная энерговзаимосвязь, когда ткани, ранее не проводящие энергию и даже препятствующие этому, изолирующие канал, теперь изменяют энергопотенциал клеток, пропускную способность мембран и приобретают способность к фильтрации, а затем и к беспрепятственному пропусканию энергочастиц.

Примером полного резонирования, чаще всего спонтанно начавшегося, а иногда сознательно вызванного, но затем вышедшего из-под контроля, может быть любая психическая болезнь, до самых тяжелых форм неадекватности внутреннего реагирования на внешние сигналы. Сенсорные системы, таламус и фронтальный неокортекс, соединенные у обычного человека пучками нервных волокон, изолированных от помех и побочных сигналов оболочками и строгой системой взаимодействия, теряют свою способность донести информацию в чистом виде. Это происходит потому, что ткань, окружающая нервные пути, становится по какой-либо причине энергопроводной, т. е. способной принимать потоки энергии, реагировать на них и формировать импульсы, в большей или меньшей степени подобные информации, идущей от органов чувств. Структуры головного мозга, отвечающие за расшифровку поступающих данных, перестают дифференцировать реальное и воображаемое, или смешивают информацию разных Реальностей. Музыка может быть одной из причин трансмутации тканей, если произошло хотя-бы мгновенное, но полное их резонирование в сочетании с повышенной активностью сенсорных систем.

Происходит это вследствие неготовности ткани головного мозга к усвоению достаточно мощного энергетического импульса, вызывающего реакцию резонанса. Но подобным же эффектом может выразиться отношение мозговой ткани на воздействие любого сильного посыла извне, совпадающего по основным вибрационным данным. Например, это может быть всплеск солнечной активности, сильная неподготовленная эмоция, нарушение вследствие сотрясения мозга, что тоже порождает вибрации, и т. д. Чем более подготовлена к внешним энерговоздействиям внутренняя ткань человека, чем более она тренирована постепенным, разумно дозированным воздействием, тем более вынослива она к негативным воздействиям извне, тем легче адаптирует она их в полезные и даже необходимые для себя вибрации. Задача каждого, кто занимается саморегуляцией, использовать различные вибрационные потоки музыки на пользу процессам гомеостаза организма, на укрепление психики и нормализацию чувственно-эмоциональной сферы взаимодействия с окружающим миром.

Изучение музыки всегда сопровождало само развитие музыкального искусства, а исполнители, часто бессознательно, искали средства выражения, наиболее безотказно и действенно влияющие на слушателей. Дошедшие до нас исследования Пифагора посвящены роли отдельных звуков как волновых раздражителей; пропорциям звуковых соотношений как гармоничных и дисгармоничных; целостности музыкального произведения как структуры, обладающей точкой золотого сечения. Наблюдения Платона направлены на воспитательное значение музыки и выделение ряда ладов, по-разному воздействующих на психику и строй мыслей человека. Труды Конфуция подчеркивают роль музыки как обязательной части в воспитании «благородного человека», а многие древние источники утверждали, что музыка — это выражение гармонии Неба и Земли, согласованность Инь и Ян.
Самое же важное, что во всех древних цивилизациях музыка наделялась способностью преобразовывать природу, усмирять ветры, смягчать жар Солнца, останавливать реки, двигать горы. Музыкальные вибрации заставляли за один день прорасти зерно, ускоряли развитие живых организмов. Все это оставалось легендами, хотя время от времени где-то проходил слух о волшебных свойствах музыки какого-либо музыканта, который чарующими звуками повлиял на подводного царя, усмирив разбушевавшиеся волны, или игрой на дудочке вывел из древнего замка полчища крыс и утопил их.

Музыкой Вивальди и Баха ускоряется рост растений, определенными подборами ритмических пьес ускоряется регенерация костной ткани при переломах, определенными тембрами инструментов изменяется функциональное состояние коронарных сосудов кровеносной системы и т. д.
Надо сказать, что тембральные особенности каждого инструмента, динамические возможности сочетания нескольких инструментов, подача звуков через мощные акустические системы, различные электронные ухищрения, трансформирующие звуковую волну, — все это увеличивает возможности резонансного эффекта как сознательного, так и спонтанного, случайного.

Прослушивание музыкального произведения невозможно без взаимодействия с личностью исполнителя и композитора. Их влияние, вдохновение, творческое озарение может стать дополнительным источником вибрации колоссальной силы для психики, заставляя нервную систему с напряжением, экзальтацией освобождаться от зажимов, последствий стрессов. Степень одаренности у каждого музыканта различна, но обобщая, можно условно разделить их на две группы — разрушителей и созидателей. Для каждого слушателя эти группы индивидуальны и суть их сводится к тому, что музыканты, чья музыка, чей стиль, чья энергия близки к вибрационной гармонизации, укреплению энергетической матрицы индивида, являются для него созидателями.

Они вызывают благотворные колебания матрицы с обменными процессами организма, с интенсивным замещением молекулярной сетки тканей. Они защищают слабые и укрепляют сильные стороны психики. Человек чувствует себя в гармонии с окружающим миром, внутри все поет, радуется жизни, снаружи весь мир сияет яркими красками, наполнен жизненными соками. Музыка, пробуждающая такой фейерверк эмоций, совсем не обязательно радостная, она может быть лирической, мрачной, трагической. Но качеством своих вибраций она производит положительный эффект.
Соответственно, музыканты другой группы являются разрушителями для данного индивида. Их музыка, даже при внешней привлекательности, несет груз энергетических травм матрицы, при жизнерадостном настроении — повергает в уныние, меланхолию.

В мире музыки для каждого человека гораздо больше чуждого, диссонирующего, чем совпадающего. И это естественно. Так же как трудно найти своего двойника, как трудно обнаружить близкие по рисунку отпечатки пальцев, так же трудно разыскать свою музыку. В безбрежном океане музыкальных произведений различных стилей, жанров, эпох только единицы соответствуют вашей энергетической матрице, и только одно-два идеально совпадают с ней. Кроме того, удержать найденный шедевр невозможно, потому что мы сами постоянно меняемся, пусть незаметно, но неуклонно напоминая подтаивающее мороженое, оплывающее в стаканчике и постепенно изменяющее свои активные, острые очертания на расплывчатые, аморфные.

Поэтому наши вкусы должны меняться, ну хоть иногда. Не следует все время заходить в одну и ту же реку. Стремитесь открывать все новое непредвзято, используя не только эмоционально-эстетическую оценку, но и следующую универсальную вибрационно-энергетическую шкалу оценок.

Шкала оценок. Энергетическое воздействие музыкальных инструментов

Духовые инструменты:

1. Труба—пронизывающий канал (промывает), горизонтальное ребро жесткости N2.

2. Тромбон — позвоночник, каждый позвонок в отдельности.

3. Саксофон — сердечный центр, диафрагма, центр первородной энергии.

4. Флейта продольная — головной мозг, эндокринная система, горловой центр энергии.

5. Флейта поперечная — горловой центр, сенсорная система (таламус), шейный отдел позвоночника, связь щитовидной и вилочковой желез.

6. Кларнет — средний центр (ср. дань-тянь), энергетические структуры брюшной полости, брюшные ганглии, селезеночный центр, на кроветворную систему.

Клавишные:

1. Рояль — пронизывающий канал, особенно его янская часть, сверху донизу (как тетива и лук) за счет сочетания звуковых и ударных вибраций. В нижних регистрах — мочеполовая система, в средних — тонкий кишечник, в верхних — миндалины.

2. Электроорган (классический тембр) — горизонтальные ребра жесткости NN 2,3,4.

3. Синтезатор — на вертикальные ребра жесткости янского потен­циала.

Ударные инструменты:

1- Барабаны —на изначальную энергию (почки, надпочечники), опоясывающий канал, 5 ребро, вызывает хорошую вибрацию брюшной полости, толстого кишечника, мочеполовой системы, кроветворность, сексуальность, на все куполы человеческого тела.

2. Тарелки — на иньские ребра жесткости, подавляя их (для на­копления), спазмирует мембраны оболочек, энергетически интровертно до пронизывающего канала, зона сы-шэн-цун на выплеск беспорядочно вверх, укрепляя верхний колодец.

3. Бас (контрабас) — крестцовый отдел позвоночника, зона ниж­него дань-тяня, нижний колодец до дна. Для боевых искусств — пульсацию, накопление нижней энергии для выплеска вверх.

Струнные инструменты:

1. Электроскрипка — пассажи действуют на кровеносную систе­му (от коронарных до капиллярных), кантиленный звук действует на сердечный центр, укрепляя его и давая выплеск в аджну, воз­действуя на видение и укрепляя верхний центр.

2. Альт — универсальное воздействие на физиологию организ­ма. Нижний регистр — на мягкие ткани, мышцы; средний ре­гистр — на железистые ткани, эндокринную систему, головной, спинной мозг; верхний регистр — на энергетику и наиболее энер­гоемкие ткани, зоны тканей, удерживающих на себе чакры.

3. Виолончель — на костную ткань, предохраняет от белокровия, массаж и энергообогащение позвоночника, на коленные суставы, на выброс ферментов и красных кровяных телец.

4. Гитара — а) акустическая: на поверхностный слой энергетики, на тонкие связи между первой оболочкой и физическим телом, хорошо воздействует на ушные раковины, дает ровную внутрен­нюю активность всего тела, на все нежные выходы тканей нару­жу (глаза, рецепторы: вкусовые, осязательные, губы — все, укре­пляет луковицы волос); б) электрогитара (с перегрузкой): на энергетический кокон, на сброс энергии в нижний колодец.

А теперь, несколько прояснив суть воздействия вибраций на тело человека и его резонансные структуры, можно непосредст­венно перейти к упражнениям и энергетической работе, напол­няющей их смыслом.