Направлений саморегуляции много. Уровень и способы воздействия у них разные, но основой подавляющего большинства из них является медитация — процесс, приводящий психику в состояние углубленной сосредоточенности, устраняющий сильные эмоциональные проявления. Особое развитие медитация получила в индийской йоге, буддийской йоге, даосской йоге, в православном «умном делании». Соматическое состояние медитирующего характеризуется расслабленностью, релаксацией. Очень важно расслабить все мышцы тела, сухожилия и, конечно, главный индикатор психического спокойствия — расслабленный язык, лежащий во рту, подобно лепестку лотоса.

Постепенно все большее физическое расслабление увлекает психику в мир спокойствия и пустоты, где иногда пролетают мысли, разворачиваются картины величественного умиротворения, исчезают суетность, жесткость эмоций. Релаксация открывает шлюзы сознания, сдерживающие распределение энергии в теле, потому что эмоции, напряжения нервной системы, присущие бодрствующему сознанию, влияют на распределение энергопотоков в органах и энергетических меридианах (рис. 3.1).

 

Положение тела при этом может быть различным:

а) лежа на спине;

б) лежа на правом боку с правой рукой, полусогнутой в локте, лежащей на земле, и левой — лежащей на бедре;

в) сидя по-турецки, скрестив ноги, причем левая нога снаружи и тесно примыкает к правой. Кисти рук расслабленно лежат перед брюшной полостью. Большой палец левой руки касается кончика среднего пальца, вся левая кисть лежит в правой ладони. Большой палец правой руки слегка согнут и касается точки лао-гун в центре левой ладони. Поза портного;

г) сидя в классической позе лотоса хатха-йоги и т. д.

Одним из вариантов медитативных техник, отличающихся универсальностью и простотой выполнения, может стать аутотренинг — ощущение определенного участка тела или определенной эмоции с концентрацией мысли на реальности этого ощущения. Слова-образы, слова-символы сопровождают и усиливают воздействие. «Мысль управляет энергией», — говорят китайцы, и это выражение объясняет значение аутотренинга, позволяет концентрировать определенный вид энергии для регуляции энергии в системе или отдельной зоне. Применяя формулу с эмоциональным содержанием, можно воздействовать на астральное тело, на среднийдянь-тянь. Формула-символ, рациональное понятие, например тепло, холодно, влияет на эфирное тело в первую очередь, и опосредованно — на ментальное. Само собой разумеется, что физическое тело испытывает воздействие в любом случае.

Можно использовать аутотренинг биологически активных точек в определенном временном режиме, учитывая время тонизации и седатации этих точек. Подробнее о технике этого метода можно прочесть в различных книгах по психотерапии.

В йоге подобный способ обогащается переносом сознания личности в различные участки своего тела, в различные внешние объекты. Об этом можно подробно узнать в книгах по техникам йоги. Пранаяма — контроль над абсолютной энергией, жизненной силой. Йоги рекомендуют начинать изучение с овладения психической праной, потому что она ближе к человеческому «я», чем телесные силы. Вдоль спинного мозга слева и справа идут два тока праны—Ида и Питала. В центре позвоночника проходит канал Супиумна, нижний конец его — треугольник тонкого вещества, является внутренностью лотоса энергии Кундалини, содержащего концентрированный запас скрытой силы. Методы пробуждения Кундалини являются основной целью Пранаямы. Выделяются два этапа, где первая промежуточная цель — пробуждение ритмических вибраций энергетических центров при помощи дыхания, а вторая — сосредоточение праны, контроль и управление ею. Эта система органично сочетается с китайскими регуляционными учениями, дополняя информацию по дыхательным упражнениям.

Можно сказать, что в отличие от систем Цигун, где на первый план выдвинута идея регуляции внутренней энергии и дыхание помогает это делать, в Пранаяме первостепенна идея освоения вариантности дыхания, а через дыхание происходит поглощение энергии, активизация ее. Дыхательные упражнения разработаны очень подробно, разнообразно. Применяется полное дыхание йогов, состоящее из трех видов: очистительное, оживляющее, голосовое.

Очистительное: 1. Вдох полным дыханием. 2. Удержание. 3. Не раздувая щек, с силой, порциями, с интервалом в секунду, выдувать через сжатые губы воздух.

Оживляющее: 1. Встать прямо. 2. Вдохнуть и задержать дыхание. 3. Медленно подвести руки к плечам, постепенно напрягая мышцы до максимального напряжения и сжимая кулаки. 4. В напряжении раскрыть кулаки и быстро сжать их. Повторить это движение несколько раз. 5. Сильно выдохнуть воздух через рот. 6. Сделать очистительное дыхание.

Голосовое: 1. Вдох очень медленный, но сильный, через ноздри. 2. Задержать воздух. 3. Очень сильный выдох, выбрасывая воздух через широко открытый рот. 4. Очистительное дыхание.

Дыхание через одну ноздрю, когда, закрыв правую ноздрю, вдох производится через левую и ток энергии левого канала — Иды, пройдя через «спящий» нижний центр на задержанном дыхании, поднимается по правому каналу —Пингале. Затем медленный выдох через правую ноздрю, закрыв левую. Затем в обратном порядке. Ритмическое дыхание, позволяющее объединять ритмы всего тела, усилить кровообращение, направит усиленный ток энергии в любую часть тела или орган. Йоги основывают счет своего ритма на единице биения сердца.

Мера времени для вдоха и выдоха одинакова, а задержка равна половине каждой стадии: 1. Медленный вдох на шесть пульсаций. 2. Задержка натри пульсации. 3. Медленный выдох через нос на шесть пульсаций. 4. Задержка на три пульсации. 5. Повторить несколько раз, но не утомляясь. 6. Очистительное дыхание.

Постепенно можно увеличивать периоды, доходя до 15 биений. Главное — приобретение ритма.

Гармоническое дыхание подобно ритмическому, но соче-| тание биений на вдохе и выдохе разное. Их соотношение нахо-I дится в пропорции 2:3. Например, вдох — шесть пульсаций, задержка — три пульсации, выдох — девять пульсаций и затем задержка — три пульсации. Возможны соотношения: 4:2:6:2, 6:3:9:3, 2:1:3:1, 8:4:12:4 и т. д. Нужно стремиться почувствовать [внутренний смысл каждого сочетания, его специфику, задачи.

Психическое дыхание — стадия занятий с использованием доведенного до автоматизма ритмического дыхания, чтобы освободить ум от подсчета и посылать психические вибрации, распределяя прану, или подавляя боль, или управляя кровообращением, или занимаясь самолечением или лечением других. Занятия этим дыханием пробуждают энергетические явления, аналогичные экстрасенсорным, а именно: посылание мысли на расстояние, образование ауры, насыщение организма праной, насыщение праной организма других людей, насыщение праной воды, приобретение ментальных способностей, управление эмоциями.

Главное всеохватывающее дыхание — о нем говорят: «Благословен йог, который может дышать через свои кости». Это процесс дыхания через все части тела, через все ткани тела.

Медитация — это попытка прыгнуть в бессознательное. Путь бессознательного темен и неизвестен, для разума он выглядит иррациональным, для логики — нелогичным. Поэтому если думать о том, чтобы войти в медитацию, то никогда не удается войти в нее, так как сознательная часть ума не позволяет этого. Медитация невозможна через мышление. Поэтому многие системы используют энергетические методы, при которых сознание теряет свое значение по мере возрастания интенсивности. Суфийские дервиши применяли танец как технику, требующую участия всего существа, и обязательно наступает момент, когда интеллект отключается и танец становится «безумным».

Даосы предлагают забыть свое сознание вместе с общественными нормами и условностями. В самозабвенном состоянии (цзы-ва) человек, постигая свою истинную природу, сливается с окружающим миром. Состояние «великого единства» (да-тун) — это состояние самоотречения, и одновременно свободного спонтанного взаимопроникновения с Дао, естественности и недеяния. Не подавляя своей природы, даосы позволяют своим эмоциям, психике действовать по своим внутренним законам, и, максимально сосредоточиваясь на покое, отчуждают от себя поток психики, становятся сторонними наблюдателями. Психика успокаивается сама собой. Дао-Дэ-Цзин говорит: «Нужно сделать сознание предельно бесстрастным, нужно твердо охранять по кой, и тогда все вещи будут изменяться сами собой, а нам останется лишь созерцать их возвращение. Велико разнообразие вещей, но они возвращаются к своему истоку».

Дзэн-буддисты придавали медитации исключительно важную роль. Обычно предварительно выполнялись физические и психологические упражнения, снимающие возбуждение, например массаж биологически активных точек, водный массаж, дыхательные упражнения, активизация дань-тяней, меридианов и т. д. В процессе медитации сознание сосредоточивалось в одной точке (и-нянь-синь) и, задерживаясь в ее пустоте, опустошалось само до полного отсутствия мыслей и образов (у-синь). Затем сознание пассивно переключается с одних мыслей на другие, не задерживаясь, не контролируя и не анализируя этот процесс. Мысли подобны журавлям, мчащимся в небе и бесследно исчезающим вдали.

Медитация означает созерцание своей изначальной природы и отсутствие волнений. Для этого следует отрешиться от внешних признаков, от привязанности к внешним объектам. Шри Ауробиндо утверждает, что человека постоянно окружает сознание, зависящее от внутреннего состояния ищущего. Это индивидуальная атмосфера, защитная оболочка, благодаря которой можно почувствовать и остановить психические вибрации, прежде чем они войдут в человека.

Шри Раджниш писал, что медитация — это состояние «не-ума», состояние чистого сознания без содержания. Ум — постоянная толчея: движутся мысли, желания, воспоминания. Когда нет толчеи и думание прекратилось, ни одна мысль не движется, ни одно желание не удерживается, вы полностью молчаливы — такое молчание и есть медитация. И только в этом молчании известна истина, больше — никогда. Сточки зрения биоэнергетики, медитация — это состояние, в котором сознание лишается возможности сопротивления внешнему, оно пропускает сквозь себя любой энергосгусток без малейшего трения, не тормозя его и не вбирая. Пропускается все без малейшего искажения внешнего явления, а значит, и без возмущения внутренней безмятежности сознания и энергетической сущности человека.

Подсознание, обычно томящееся в клетке, сооруженной воспитанием, суммой приобретенных знаний, условными рефлексами этического, социального, культурного пластов развития личности, освобождается от ига сознания в медитации и вначале безумствует, празднуя ощущение свободы, проверяя и сметая остатки границ, а затем, успокаиваясь, тоже расслабляется в неге, погружаясь в поток информационного поля, и, очищаясь, все легче пропускает этот ноток.

Исторические примеры можно найти и в аскетизме, и в альтруизме, и в вере в Бога адептов различных религий и философских учений. В итоге личность получает возможность максимально раствориться в окружающем, сверхчутко воспринимать всем своим существом внешние сигналы и использовать внешние потоки энергии для внутренних потребностей.

Цигун в точности означает «энергетическая работа». Как говорилось выше, это синоним пранаямы, но, по сути, подход здесь совершенно другой. Дыхание играет важную, но не определяющую роль. Главное заключается в управлении движением энергии внутри тела, совершенствовании механизмов выплеска энергии наружу и формах циркуляции ее вне тела по различным замкнутым траекториям. Цигун можно разделить на три группы по видам: статический Цигун, где при неподвижности физического тела наибольшее значение придается энергетической работе, динамический Цигун, в котором энергетическая работа стимулируется определенными движениями тела и переключением внимания с одной части тела на другую, помогая прохождению энергии через эти зоны, и смешанный Цигун, в котором сочетаются упражнения статические с динамическими, что предполагает большую гибкость сознания и свободу в переключении с одного типа Цигун на другой.

Условно можно распределить виды Цигун по степени сложности в исполнении следующим образом (учитывая, конечно, что любой комплекс Цигун не равнозначен другим ни по длительности, ни по насыщению физической и психологической нагрузками): наиболее прост динамический Цигун, более сложен статический Цигун, а самый сложный — смешанный. Их объе диняют основные принципы, дошедшие из глубины древности, материалистические по природе, полагающие небо, землю и человека одним целым. «Убытки имеют излишек, пополнение недостаточно, бедное роскошествует, дорогое бережливо, правильная практика обжигающей работы требует сохранения принципа недеяния, сохранения облика новорожденного, возвышенного пути добродетели, поэтому здесь жизненная сила чрезвычайно мощная».

Существуют разные системы Цигун: даосская, буддистская, боевая, конфуцианская, медицинская. Каждая из них распадается на множество школ, преследующих определенные цели, отвечающие идейным основам данной школы. Все системы содержат три аспекта тренинга: тренинг сознания, тренинг дыхания и тренинг тела. Тренинг сознания включает концентрацию мысли на одном объекте, приведение коры головного мозга в особое состояние.

Тренинг дыхания включает в себя вдох, выдох, глубокое дыхание, выдувание, придыхание и задерживание дыхания. Тренинг тела содержит хождение, стояние, сидение, приседание и массаж. «Если взять мир в свое сердце, хорошо управлятьИнь и Ян, тогда мышцы будут функционировать идеально и можно жить, пока существует Земля».

Занятия Цигун являются неотъемлемой частью любой системы и школы у-шу, но особое значение приобретают в стилях, называемых внутренними — нэй-цзя. Основные популярные стили у-шу: Тайцзи-цюань, багуа-чжан, син-и-цюань. В Тайцзи-цюане широко используется терапевтический эффект, возникающий при регулярных занятиях формами в медленном темпе. Движения сочетают мягкость и спокойствие, ровность и текучесть с силой и упругостью.

В профилактической саморегуляции Тайцзи-цюань наиболее приемлем как одна из высших биоэнергетических высот, являющихся естественным продолжением энергетической подготовки. В процессе групповых занятий биоэнергетикой уместно внедрять, как важнейшую часть, определенное дао Тайцзи-цюаня. Ниже представлен пример подобной довольно подробно разработанной базовой формы. Багуа-чжан и син-и-цюань имеют существенно отличающиеся принципы энергоработы как внутри, так и вне тела. Раскрытие и анализ этих стилей не входит в круг вопросов, освещаемых в книге, так как профилактическая и лечебная их область, несомненно, глубоко проработанная в недрах каждого стиля, не получила сколько-нибудь широкого распространения и еще продолжает оставаться заповедной областью для европейского читателя.