Каждое упражнение комплекса выполняется по 9 раз в каждую сторону, если оно предполагает повторы справа и слева, и 18 раз, если оно не предполагает действия в обе стороны поочередно.

1. Дракон покачивает головой

Исходное положение: ноги шире плеч, суставы эластичны, пружинисты. Сознание ясное, уверенное в своей власти над возможностями тела, наполнено радостью в предвкушении слияния своей сути «дракона» с окружающими стихиями. Ладони рук объединяются в положении «голова дракона» и поднимаются до уровня груди. Одноименные пальцы рук объединяют потоки энергии Ци в единое целое, зоны ладоней сливаются в неразрывном единстве, точки лао-гун, объединяясь, становятся осью этого единения. Точки хэ-гу, активизируясь, воспринимаются как глаза дракона. Гибкость «головы» и «шеи» дракона сочетается с активизацией нижнего дань-тяня (рис. 5.1).

Одна из кистей предельно расслабляет мышцы фаланг пальцев, а другая активно нажимает на них пальцами, стремясь максимально отогнуть расслабленные пальцы во внешнюю сторону (рис. 5.2,3).

    

Выполняется в обе стороны. При этом надо стремиться удержать ладони в вертикальном положении, не отклоняя их в стороны. Получается двойное противопоставление: активное и пассивное в пальцах, мягкое и жесткое между ладонями.

 

2. Покачивание на волнах

Внимание на взаимосвязи активности верхнего дань-тяня, среднего дань-тяня и нижнего дань-тяня. Кисти опускаются до предела вниз, не разъединяя основания ладоней. При этом импульс Ци опустить в мембрану промежности в точку хуэй-инь. Туловище немного опускается вниз за счет сгибания коленей (Рис. 5.4).

Кисти переворачиваются, сливаясь тыльной частью пальцев и ладоней, поднимаются до предела вверх, не разъединяя тыльные части оснований ладоней. Это происходит на уровне верхнего дань-тяня. Одновременно с подъемом рук импульс Ци поднимается по пронизывающему каналу через средний дань-тянь в верхний, до зоны сы-шень-цун. Туловище приподнимается за счет некоторого распрямления коленных суставов (рис. 5.5).

В обеих фазах упражнения не следует напрягать плечи, корпус, шею.

3. Омывание крыльев

Из исходного положения «Голова дракона» с кистями у грудной клетки, руки, раскрываясь чашами ладоней вверх, с силой нажимают друг на друга нижними ребрами ладоней, вытягиваются вперед (рис. 5.6).

Затем, продолжая нажим, кисти поворачиваются внутрь до предела и с напряжением загибаются наружу в обе стороны. Тело немного оседает вниз с ощущением пружинистости в ногах и руках (рис. 5.7).

Руки, как крылья, раскрываются в стороны, продолжая удерживать кисти скрученными внутрь. Тело выпрямляется, натягивается вверх и чуть вперед (Рис. 5.8).

Продолжая описывать круг каждой кистью, руки движутся за спину и достигают подмышек. Тело расслабляется, подготавливаясь к последующему движению чаш ладоней вперед с нажимом друг на друга (Рис. 5.9).

4. Извивы в лучах солнца

Кисти «Голова дракона» при любом положении тела и рук сохраняют вертикальное положение. Из исходного положения делается выпад на правую ногу. Кисти выталкиваются вправо до выпрямления левой руки. Положение ног и тела должно быть прочным, устойчивым (рис 5.10).

Внимание сосредоточивается на взаимосвязи точек лао-гун между собой, давлении Ци из левой точки лао-гун на правую. Затем голова дракона, сохраняя вертикальное положение, медленно поворачивается вокруг вертикальной оси, и активность переходит на правую точку лао-гун. Поворот кистей вызывает дополнительное скручивающее напряжение в туловище (рис. 5.11),

которое и реализуется в повороте туловища вправо, синхронно со скручиванием ног до положения «хвост дракона», когда левая ступня разворачивается до опоры на внешнее ребро. Стремиться к единству всего тела, когда все эти скручивания являются продолжением поворота кистей (рис. 5.12).

Предельное закручивание тела завершает эту форму. Голова дракона перемещается еще на 180 градусов вправо. Все тело представляет собой комок напряженных, слитых в одном усилии мышц. Внимание снова направлено на активность левой точкилдо-гун (рис. 5. 13).

Все элементы выполняются как одно целое, в естественном для себя ритме. Затем вся форма выполняется в левую сторону.

5. Небесный властелин забавляется в грозовых тучах

Из исходного положения «голова дракона» опускается до уровня пупка в горизонтальное положение, правая ладонь сверху. Внимание сосредоточено на взаимосвязи рук и туловища, а также на тенденции всего тела тянуться за кистями рук, т. е. на змеиной пластике всего тела (рис. 5.14).

«Голова дракона» выполняет спиралевидный подъем в несколько витков до положения рук над головой. Тело послушно следует за движением «головы дракона». Не напрягать суставы рук и плечевой пояс, и тогда руки будут все время чуть-чуть обгонять туловище, увлекая его в кружение и вытягивание вверх. При этом нижняя половина тела стремится опуститься вниз, как бы противореча устремлению вверх. Это позволяет расслабить мышцы поясницы, позвоночного столба и живота (Рис. 5. 15,16).

 

Затем резкими перебросами веса тела с одной ноги на другую сообщить волнообразные перекаты «туловищу дракона», шее и голове, заставляя «голову дракона» мягким зигзагом опуститься вниз, до уровня брюшной полости (рис. 5. 17,18,19).

  

 

Не останавливая движения, выполнить всю форму в другую сторону.

 

6. Начертание знака ∞ на песке

 

«Голова дракона» опускается на уровень точки шень-цюэ (пупок), объединяется с уровнем горизонтальной плоскости, проходящей перед телом (рис. 5.20).

«Голова дракона» в последующих перемещениях должна не поворачивать свой взгляд в стороны, а только устремлять вперед. От центральной линии тела руки описывают круг слева по часовой стрелке, если смотреть на циферблат сверху. При этом кольцо должно быть максимальной величины (рис. 5.21).

Потом такое же кольцо справа, но против часовой стрелки. Это вторая половина горизонтальной восьмерки, которая также должна быть максимальной по размерам (рис. 5.22).

Все тело тянется в стороны во время выполнения формы. Импульс для каждого перемещения исходит из нижнего дань-тяня. При переносе веса тела с ноги на ногу не поднимать уровень движения нижнего дань-тяня в промежуточной фазе.

7. Начертание знака ∞ в глубине вод 

Из исходного положения «голова дракона» бросается вниз, очерчивая вертикальный круг слева. При этом правая нога заступает влево. Кольцо должно быть максимальной величины, поэтому все тело гибкое, с наслаждением струящееся за движением «головы дракона» (Рис. 5.23).

Все положения кистей только в боковой плоскости. Переход тела, сгруппированного внизу, к боковому растягиванию вверх, требует физической силы, выносливости, поэтому очень важны моменты расслабления, одним из которых может быть поза внизу (рис. 5.24).

По большой дуге «голова дракона» поднимается вверх, поднимая тело. Энергия нижнего дань-тяня устремляется вверх до кончиков пальцев рук. Вес тела перемещается на правую ногу (рис. 5.25).

Затем при опускании рук сверху к груди левая нога описывает круг вокруг правой ноги, занимая позицию справа — впереди от нее. Все тело после растяжения переходит в фазу сокращения и расслабления. Энергия, подстегиваемая вниманием, опускается в нижний дань-тянь, и в этот момент надо постараться почувствовать волну энергии и зафиксировать состояние энергетического центра (рис. 5.26).

Не останавливаясь, выполнить форму в другую сторону. В этой форме рельефно выявляется разделение внимания на два потока — один наблюдает за внешним выполнением формы, а другой — за энергетическими перетоками из нижнего дань-тяня по кончиков пальцев и обратно.

8. Пронзание тучи в поисках чудесной жемчужины 

Из исходного положения делают резкий выпад в левую сторону, держа кисти горизонтальной «головой дракона» и выбрасывая их в сторону. Положение тела низкое, устойчивое. Мышцы тела пружинисто напряжены. Внимание направлено на взаимосвязь нижнего дань-тяня и «головы дракона» (рис. 5. 27).

Подобно сокращению натянутой пружины, зона нижнего дань-тяня перемещается на правую ногу, отбрасывая вправо и туловище и «голову дракона» (рис. 5.28).

Теперь, как бы по инерции, область таза устремляется влево, а «голова дракона» описывает вокруг туловища почти круг, опускаясь по дуге справа вниз, затем влево вверх, при этом дракон поворачивает голову вправо, готовясь к молниеносному выпаду вправо (рис. 5. 29).

Стремительный бросок тела вправо, стараясь перенести нижний дань-тянь в горизонтальной плоскости, выбрасывает «голову дракона» в мощном выпаде вправо. При этом нужно обратить внимание на то, что выпрямленная нога, тело и руки при движении в сторону образуют единую диагональную прямую. Необходима хорошая опора на пятку прямой ноги и ощущение растяжения пружины, одним концом которой является эта пятка, а другим — кончики пальцев рук (рис. 5. 30).

 

9. Добывание эликсира бессмертия 

Эта форма является продолжением предыдущей и выполняется из положения выпада в сторону (рис. 5.30).

Верхняя кисть соскальзывает с нижней и закручивается вниз пальцами, стремясь чашу ладони как можно раньше обратить к Небу. Оставленная в стороне рука формирует кисть-крюк и на протяжении всей формы остается неизменной (рис. 5.31).

Кисть-чаша проходит но линии, совпадающей с выпрямленной ногой, до полного распрямления руки. Сосредоточиться на стремлении распластаться по земле и дотянуться до источника эликсира бессмертия, который находится рядом с внешним ребром стопы прямой ноги. В дальнейших фазах этой формы надо стараться держать чашу ладони горизонтально, чтобы не пролить ни капли драгоценного напитка (рис. 5.32).

Мягко перемещая центр тяжести на пустую ногу, постараться пронести чашу ладони все в том же выкрученном положении кисти как можно дальше в сторону (рис. 5. 38).

Круговым движением, удерживающим чашу ладони в горизонтальном положении, повернуть кисть руки наружу, как бы зачерпнув эликсир и бережно приподняв его в удобное для себя положение (рис. 5.34).

Ладонь второй руки становится как бы крышкой сосуда, перемещается к ладони, держащей чашу, и накрывает ее. Объединив кисти, руки выпрямляются в сторону (рис. 5. 27).

 

10. Дракон меняет шкуру (облик)

Исходное положение — стойка слуги (пу-бу), «голова дракона» лежит на Земле, касаясь ее нижними ребрами ладоней, направлена в сторону выпрямленной ноги, параллельно ей (рис. 5. 35).

Медленно, с легким давлением «голова дракона» скользит вдоль ноги и как можно дальше по этой прямой линии. Все тело тянется за руками, стараясь при этом сохранить гибкость и свободу всех мышц и сухожилий (рис. 5. 36).

 

Описывая дугу, «голова дракона» поднимается до уровня глаз, разворачивается и направляется к туловищу. Происходит смена направления движения, тело меняет тенденцию к растяжению на тенденцию к сокращению, расслаблению. Взгляд направлен вдоль линии, параллельной выпрямленной ноге (рис. 5.37).

И снова «голова дракона» скользит по земле, стараясь помочь выскользнуть из старой шкуры. Это движение продолжается также с максимально возможной амплитудой (рис. 5. 38).

Эта форма имеет усложненный вариант, суть которого в том, что вместе с ребрами ладоней скользят также предплечья до локтевых суставов. Это заставляет и позвоночник, и тазобедренные суставы увеличивать гибкость, расслабленность.

11. Обвивание вокруг священного дерева 

Из исходного положения (рис. 5. 1) кисти рук — «голова дракона» — направляются вперед и изгибаются вправо, т. е. правая кисть максимально прогибается во внешнюю сторону, а левая, нажимая на нее, прогибается внутрь. Это положение кистей ведет все тело в поворот вокруг оси пронизывающего канала вправо на 180 градусов в позу отдыха, доводя руки вправо до предела (рис. 5. 39).

Затем кисти рук разворачиваются влево и увлекают в левый поворот на 360 градусов все тело (рис. 5.40)

до положения в позе отдыха, но на правой ноге. Поза отдыха характеризуется тем, что одна из ног предельно согнута и задней частью бедра опирается на голень и пятку, поднятую вверх, как бы сидя на стульчике. Вторая нога «обвивается» вокруг бедра этой ноги и служит дополнительной опорой.

 

12. Драконы забавляются жемчужиной

Из исходного положения (рис. 5.1) правая нога резким махом поднимается вверх и, описывая дугу, перемещается вправо до дистанции позы лучника (гун-бу) (рис. 5.41,42).

  

 

Правая нога устойчиво ставится на Землю, и вес тела перемещается на нее. «Голова дракона», сохраняя вертикальное фронтальное положение, отодвигается вправо до выпрямления левого локтя. Внимание фиксируется на точкелао-гун (рис. 5.42).

Разъединяясь, руки, как крылья, отводятся за голову для замаха на удар. Туловище также совершает пружинистое отклонение назад (рис. 5.43),

чтобы затем, раскрывая руки через стороны и удерживая чаши ладоней вверх, выполнить удар нижними ребрами ладоней друг по другу. При этом центр тяжести тела чуть-чуть опускается, придав дополнительную устойчивость позиции (Рис. 5.44).

Поворачиваясь на правой пятке вправо на 90 градусов, развернуть левую ногу опорой на внешнее ребро ступни. Руки, опускаясь вниз, раскрываются в стороны перевернутыми ладонями, как крылья (рис. 5. 45).

Продолжая движение по кругам, руки поднимаются вверх над головой и, соединяясь в «голове дракона», опускаются до уровня груди, таким образом завершая круговое движение, начатое после удара ребрами ладоней. «Голова дракона» поворачивается вправо и вдоль левой ноги («хвоста дракона») продвигается как можно дальше (рис. 5.46).

После этого «голова дракона» направляется вверх, способствуя раскручиванию тела до естественного положения. При этом руки и туловище тянутся вверх, а зона малого таза и ноги стремятся осесть вниз (рис. 5. 47).

Затем вся форма выполняется в другую сторону.

13. Дракон, заглатывающий солнечную энергию

 

Из исходного положения кисти рук разъединяются и опускаются (чашами ладоней вверх) до уровня точки ци-хай. В таком положении кистей объединить энергию потоков сверху в чаши ладоней с воздействием ее на нижний дань-тянь (рис. 5. 48).

Отставляя ногу назад на шаг, поднять чаши ладоней вверх над головой, собирая в них Дм солнца и в то же время купаясь всем телом в потоке, струящемся сверху (рис. 5. 49).

Обратив чаши ладоней вниз, к макушке головы, вылить из них накопленную энергию. При этом вернуть в исходное положение отставленную назад ногу. Руки медленно опускаются вдоль туловища вниз. Ладони обращены к телу, выравнивая внутренний потенциал энергии и опуская большую ее часть в зону нижнего дань-тяня (рис. 5.50).

Голова наклоняется, и подбородок опускается к груди. Дальнейшее опускание кистей рук по ногам сопровождается наклоном тела. Удержание подбородка у груди до окончания наклона помогает скрутить позвоночник. Кисти рук опираются кончиками пальцев в пол, голова принимает естественное положение (рис. 5.51).

Перебирая руками, как бы шагая вперед, выпрямить тело до горизонтального положения. Взгляд направлен вперед (рис. 5.52).

Отжаться несколько раз от пола и затем, опустившись туловищем к нему, опуститься на ладони (рис. 5. 53).

Выпрямив руки, прогнуться как можно сильнее назад. Стараться при этом расслабить мышцы туловища и прогибаться только за счет подъема плечевого пояса. Взгляд направьте вверх и затем, как можно дальше запрокидывая голову, назад (Рис. 5.54).

Затем выпрямиться, как показано на рис. 5.52,

с приподниманием на пальцы рук и, шагая руками назад, вернуть тело в вертикальное согнутое положение (рис. 5. 51).

Подтянув подбородок к груди, медленно разогнуться. Чаши ладоней повернуты вверх и поднимаются до точки ци-хай. Подбородок отстраняется от груди (рис. 5.48).

После этого можно сразу выполнить форму еще раз.

Можно каждый последующий раз выполнять все более быстро с добавлением количества отжиманий от пола.

14. Купание дракона в небесных потоках

Из исходного положения (рис. 5.1) руки — «голова дракона» — поднимаются наискосок вверх-влево, при этом левая нога шагает поперек вправо за правой ногой. Тело растягивается диагонально с ощущением максимального отодвигания ладоней от левой стопы. Вес тела на правой ноге, левая стопа только слегка касается кончиками пальцев пола (рис. 5.25).

Правая нога сгибается в колене, тело опускается вниз до положения бедра, параллельно земле. Руки «головой дракона» описывают дугу над головой, перемещаясь на правую сторону тела и вытягиваются горизонтально в сторону. Одновременно левая нога возвращается шагом влево и, сохраняя колено прямым, максимально отодвигается в сторону. Тело опять растягивается от ладоней до левой стоны (рис. 5.30).

Затем руки по нижней дуге проходят перед телом и устремляются наклонно вниз, почти соприкасаясь в конечной фазе движения с Землей. Левая нога опять поперечным шагом перемещается на правую сторону тела, то есть — на противоположную от рук и, касаясь пола голенью и внешним ребром стопы, вытягивается как можно дальше вправо, в то время как руки стремятся вытянуться влево (рис. 5.24).

Затем, толчком выпрямившись, принять исходное положение с кистями перед грудью. После этого упражнение повторяется, но в другую сторону. Теперь левая нога становится опорной, а правая ступня вместе с «головой дракона» стремится растянуть все суставы тела.

В этом упражнении, как и в остальных, даже в растягивании тела надо оставаться гибким, эластичным, избегать зажатия мышц, излишних напряжений суставов позвоночника и конечностей.