Содержание

Глава 15. Тайцзи-цюань

Предварительная подготовка к Тайцзи-цюань:

а) расслабление тела и ума;

б) активизация переднесрединного (жэнь-май) и заднесрединного меридиана (ду-май);

в) контролирование расслабленности языка;

г) дыхание брюшное;

д) активизация нижнего дань-тяня и точек ци-хай и мин-мэнь;

е) вращение Малого Небесного Круга;

ж) активизация кончиков пальцев рук и ног;

з) активизация точек бай-хуэй, юн-цюань, лао-гун.

 

Во время выполнения Тайцзи-цюань предписывается следо­вать десяти заповедям:

1. Держать голову прямо, сосредоточив внимание на т. бай-хуэй. Не напрягаться.

2. Грудь слегка вогнуть, что дает возможность опустить ды­хание в нижний дань-тянь

3. Расслабить поясницу, что придает телу устойчивость. Правильность движений исходит из правильных движений по­ясницы. Жизненная сила исходит из поясницы.

4. Полнота и пустота при перемещении веса тела с ноги на ногу, это дает возможность поворачивать и двигать тело ловко и без усилий.

5. Опускание плеч и локтей. Это способствует опусканию энергии в нижний дань-тянь и накоплению силы.

6. Гибкость тела без жесткости, тогда энергия беспрепятст­венно циркулирует в теле.

7. Координация рук, поясницы и ног. Дань-тянь, как центр, выпускает энергию согласованно в руки и ноги.

8. Гармония между умом и телом. Со спокойствием ума дви­жения будут мягкими и грациозными.

9. Непрерывность движения, подобно реке, струящейся без конца, или кружению шелковой нити на коконе.

10. Спокойствие в движении через спокойствие ума, это позволя­ет сохранить глубокое дыхание и опускать энергию в дань-тянь.

Постоянное следование правилам подготовки и выполнение заповедей обеспечит правильную энергорегуляцию, окажет про­филактическое действие в знергоканалах и биологически актив­ных точках. Но такая спонтанная энергодеятельность не может оказать целенаправленного эффекта на определенное энергети­ческое звено. Для более детализированной активной нагрузки необходима концентрация внимания на пути следования энер­гопотока или энергоимпульса.

 

Названия движений:

В отличие от других, в этом комплексе большое значение придается предварительной энергетической работе. Вероятно, это один из немногих комплексов, в котором на первый план выведена целенаправленная регуляция энергии в теле и взаимодействие с внешней энергией.

1) Активизация центров.

Встать лицом на север, ноги на ширине плеч. Расслабление опускается от точки бай-хуэй по всем мышцам и связкам вниз по телу до кончиков пальцев ног. Проводится предварительная энергетическая подготовка. Из точек юнь-цюань в дань-тянь поднимается иньская энергия, через точку бай-хуэй и зону сы-шень-цун опускается поток янской энергии.

Поднять руки на уровень нижнего дань-тяня ладонями друг к другу. Активизировать точки лао-гун и выпустить мощные лучи навстречу друг другу (рис. 15.1).

Продолжить активизацию зон ладоней вытяжкой и прессованием, связывая прилив и выжимку энергии в руках с течением Ци по Малому Небесному Кругу, и одновременно с этим продолжить набор энергии Инь и Ян (рис. 15.2).

2) Слияние с Землей и Небом.

Когда потенциал в ладонях достиг мощных параметров и вся поверхность ладоней и пальцев стала чутко реагировать на мельчайшие нюансы колебания энергии в руках, развернуть ладони к Земле и круговыми движениями набирать Инь-ци в ладони, втягивать через руки в нижний дань-тянь. Выполняется восемь кругов (рис. 15.3).

Затем, расслабив запястья, продолжить вращение кистей рук в том же направлении с тенденцией наматывания на кончики пальцев восходящих энергетических нитей. При этом руки медленно поднимаются до уровня плеч (рис. 15.4).

Оставив вращение кистей, подтягивать к плечу сначала правую руку с легким поворотом корпуса вправо (рис. 15.5),

затем левую руку также с поворотом влево, подтягивая ближе к телу потоки Инь-ци, намотанные на пальцы. Обратить внимание на вертикальное положение корпуса и пронизывающего канала, который соединяет поток иньской Ци, поднимающейся из Земли в нижний дань-тянь, с осью вращения тела в стороны (рис. 15.6).

Теперь производится подобный же набор через руки Ян-ци. Руки разворачиваются ладонями вверх и медленно опускаются перед грудью до уровня нижнего дань-тяня, притягивая этим движением энергию Неба к зонам ладоней (рис.15.7).

Затем, как и при наборе Инь-ци, выполняются круговые движения рук перед собой, но в обратном направлении — семь кругов. Производится вращение кистей с обматыванием кончиков пальцев струящимися из Космоса нитями Ян-ци. При этом руки медленно поднимаются до уровня плеч (рис. 15.8).

Прекратив вращение рук, подтянуть к плечу сначала правую ладонь с легким поворотом вправо (рис 15.9),

затем левую руку с поворотом влево, приближая к корпусу нити потоков, удержанные активностью пальцев рук (рис 15.10).

Развернув тело влево на оси пронизывающего канала, идущей от точки бай-хуэй, зачерпнуть левой рукой энергию с левой стороны тела. Правая рука сверху придерживает шар энергии из левой руки. Сразу определяется степень концентрации энергии в шаре, чтобы в дальнейшем проследить ее эволюцию (рис. 15.11).

Тело медленно разворачивается вправо, перенося шар на правую половину тела. Когда шар пересекает жэнь-май (переднесрединный меридиан) над т. шань-чжун, сосредоточиться на восприятии импульса, простреливающего из шара в эту точку.

Зачерпнуть правой рукой энергию, добавляя ее в поднесенный шар. Левая рука сверху поддерживает шар. Тело при этом повернуто вправо, что способствует активизации потенциала в ладонях (рис.15.12).

Затем опять над т. шань-чжун шар переносится на левую сторону с легким поворотом тела. Очень важно не напрягать локти и плечи, чтобы облегчить взаимосвязь энергии шара в ладонях и внутренней энергии. Взгляд сопровождает движение шара (рис. 15.13).

Перед собой шаром описать два больших круга по часовой стрелке слева, поднимая к уровню головы, а справа — опуская на уровень нижнего дань-тяня, с постоянным вниманием к перемещениям энергии внутри шара (рис 15.14).

3) Оторвать хвост птице.

Продолжая движение руки, подносят шар к правому боку, при этом левая рука держит шар снизу, а правая поддерживает его сверху. Для того чтобы лучше понять образ, содержащийся в названии этой формы, можно представить, что правая рука держит шею утки, а левая сжимает перышки ее хвоста. Три последующих рисунка демонстрируют «отрывание хвоста». Вес тела перенести на правую ногу, левую ногу перенести в сторону и поставить на пятку. Постепенно, разворачиваясь влево поясницей, скручивать позвоночник, выжимая из него дополнительный импульс энергии руки и дань-тяня. Мысленно подталкивая себя в т. мин-мэнь, начать перенос веса тела с правой ноги на левую. Повернуться лицом на запад, движение тела тоже на запад (рис. 15.16).

Шар в руках делится на две половины —Ян и Инь.

Левая рука, двигаясь вперед ладонью вверх, держит Ян-половину, а правая, двигаясь.по наклонной вниз-назад, держит ладонью Инь-половину (рис.15.17).

Ладонями при этом добираем в шары дополнительный потенциал энергии Неба и Земли. Вес тела перенесен на левую ногу в пропорции 7:3 по отношению к правой ноге, которая, опираясь на пятку, выпрямляется и слегка поворачивает стопу вперед. Взгляд на ладонь левой руки. При выполнении этой формы часть внимания постоянно сосредоточена на точках лао-гун, связывая их через точку да-чжуй с нижним дань-тянем.

4) Аист раскрывает крылья.

Связывал воедино движение правой ноги и руки, подтягиваем ногу внутренней частью стопы к пятке левой ноги, а руку подносим к переднесрединному меридиану (жэнь-май) на уровень точки цюй-гу. Одновременно левая рука приближается к жэнь-май на уровне точки чен-цзян. Перенести вес тела на правую ногу. Левая нога приподнимается на носок (рис. 15.18).

Руки проходят над меридианом жэнь-май навстречу друг к другу, тонизирующе действуя потенциалом шара на соответствующие зоны меридиана, до встречи ладоней над точкой шань-чжун. При этом т. шань-чжун получает стимулирующий импульс. Руки продолжают дальше движение по жэнь-май, но теперь происходит смена поляризации шаров, левая рука уносит вниз Инь-ци, а правая поднимает Ян-ци. В конечной фазе движения левая рука ладонью вниз находится на уровне точки цюй-гу, а правая ладонью внутрь — у точки тай-ян (рис. 15.19).

При выполнении этой формы часть внимания сосредоточена на движении Ци по жэнь-май и динамике изменения при воздействии ладоней.

Следующие три формы объединяются одним образом — священной змеи: 5) змея поднимает голову, 6) ползущая змея, 7) змея хлещет хвостом.

5) Змея поднимает голову.

Начинается с поворота левой ладони в положение чаши ладони вверх, слегка раскрыв пальцы, ладонью собираем Ци Неба, поднимая руку по большой дуге вверх (рис.15,20).

Проносим руку на правую сторону навстречу правой руке, остающейся на месте, но развернувшейся ладонью навстречу. При этом на пятке правой ноги поворачиваемся лицом на север. Объединяя потенциал обеих ладоней, формируется мощное энергетическое ядро, которое не позволяет ладоням еще более приблизиться друг к другу (рис. 15.21).

Сосредоточив часть внимания на взаимосвязи этого ядра с нижним дань-тянем, медленно присесть на правой ноге в глубоком приседании. Левая нога, выпрямляясь, отводится в сторону. Во время приседания происходит сжатие брюшной полости справа, и необходимо направить выталкиваемую энергию в руки, что вызовет еще большую активность шара. Она уйдет в землю через кончики пальцев и точку юн-цюань (рис. 15.22).

6) Ползущая змея.

Эта форма содержит возможность реализации двух разных задач: или активизации всего внутреннего потенциала, или его успокоение. Рисунок движения один и тот же — «змея раскручивает свой хвост», т.е. правая ладонь отодвигается в сторону во всю амплитуду руки, а энергетическая работа может быть разной. В первом случае энергетические ресурсы организма направляются в левую ладонь, с тем, чтобы целенаправленным потоком Ци из нее без мышечных усилий оттолкнуть правую руку на предельно возможное расстояние. Во втором случае правая ладонь, отделяясь от левой за счет работы мышц, растягивает шар до максимума и затем отключается от воздействия на него, формируя ладонь-крюк (гоу), когда пальцы собраны в щепоть, а запястье до предела загнуто вниз. Сразу после этого левая ладонь поворачивается кончиками пальцев к левой ступне (рис. 15.23)

и, скользя нижним ребром ладони над полом, устремляется влево, т. е. на запад, увлекая за собой тело и заставляя перенести вес тела на левую ногу и выпрямить правую. Происходит сжатие левой половины брюшной полости, и необходимо целенаправленно сосредоточить импульс из дань-тяня в левой ладони и кончиках пальцев (рис.15.24).

Продолжая траекторию движения, левая ладонь поднимается нижним ребром вперед на уровень точки шань-чжун. Взгляд устремлен на шар энергии, удерживаемый левой ладонью (рис.15.25).

7) Змея хлещет хвостом

Движение, начатое в предыдущей форме продолжает объединять в одном мощном движении подъем вперед-вверх правой руки и правого колена. При этом опять происходит сжатие правой половины брюшной полости и подъем Ци в правую руку. Левая часть брюшной полости расправляется, левая рука ладонью Инь опускает Ци в ногу, укрепляя ее, нога выпрямляется (рис. 15.26).

8) Золотой петух, стоящий на одной лапке.

Не меняя положение тела, важно почувствовать поток Ян-ци, пронизывающий левую половину тела от т. бай-хуэй до т. юн-цюань, пригвождающий тело к земле и дающий устойчивость. Правое бедро поджимает дань-тянь, но колено и ступня расслаблены. Сосредоточив внимание на течении энергии внутри тела, можно почувствовать встречные потоки Ци правой и левой половины тела. Больше внимания уделять току энергии вдоль позвоночника.

9) Титр, закатывающий шар на гору.

Продолжая сохранять общее направление движения на запад, поставить впереди правую ногу на пятку, перенести на нее примерно 7/10 веса тела. Сосредоточить внимание на устойчивости ног и гибкости, эластичности поясницы. Ощущение врастания ног в землю. Оставляя неизменным положение ног, грациозным движением скручивания поясницы повернуть верхнюю половину тела влево-назад, используя ось вращения — позвоночник от т. чан-цянь до т. бай-хуэй. Правая рука зачерпывающим движением ладони влево устремляется к левому бедру, левая рука поднимается вслед за скручиванием корпуса по левой стороне тела до уровня глаз. Ладонями друг к другу руки формируют шар Ци на уровне среднего дань-тяня. Тело скручено, и импульс энергии сосредоточивается между ладонями, создается мощный шар (рис.15.27).

Расслабляя поясницу, используя активность бедер, тело начинает раскручиваться в естественное положение. Концентрируя внимание на мысленном нажиме на точку мин-мэнь, производится перенос всего веса тела на правую ногу. Шар, удерживаемый ладонями, по нижней дуге переносится вперед и поднимается вверх до уровня лица (рис.15.28).

В процессе перемещения вперед энергетический импульс от опорной ноги, в которую концентрировался ток Ян-ци в предыдущей форме, направляется волной вверх через нижний дань-тянь по позвоночнику и выплескивается в конечной фазе движения в шар, удерживаемый перед собой.

10) Подпирание шара плечом.

 Мощная энергоциркуляционная работа предыдущих форм завершается формой, где на первый план выступает задача усвоения энергии, накопленной в шаре, нижним дань-тянем. на фоне расслабления мышц и сознания. Для этого левой ногой делается шаг вперед, нога становится на пятку. Затем мысленным нажимом на точку мин-мэнь производится перенос веса тела на левую ногу с одновременным поворотом тела вправо на пятке левой ноги на 180 градусов. При этом продвижении вперед тело приближается к шару и разворачивается. Плечо вводится в зону энергетической циркуляции в шаре, а затем и левая половина грудной клетки тоже омывается этой энергией (рис 15.29).

Вместе с тем, это движение является инверсией подготовки к форме З «Оторвать хвост птице», и, соответственно, задачи энергетической регуляции, характерные для формы 3, сохраняются, только меняется направление (теперь восток), и меняются между собой функции правой и левой половины тела.

Формы 11-18 

11) Оторвать хвост птице;
12) Аист раскрывает крылья;
13) Змея поднимает голову;
14) Ползущая змея;
15) Змея хлещет хвостом;
16) Золотой петух, стоящий на одной лапке;
17) Тигр, закатывающий шар на гору;
18) Подпирание шара плечом

аналогично формам 3-10, но в инверсии и в восточном направлении.

 

19) Воробьиный хвост (влево).

Эта форма делится на четыре части: «оторвать хвост птице», «прокатить шар назад и проколоть», «толкнуть шаром ладонь», «омывание тела». Заканчивая «подпирание плечом» вправо, поворачиваются на запад, и шар держится с правой стороны. Подталкивая себя мысленно в т. мин-мэнь, перенести вес тела с правой ноги на левую ногу. Шар делится на две половины Ян и Инь. Левая рука ладонью вверх движется вперед-вверх, держа Ян-шар, а правая движется назад-вниз, держа ладонью Инь-шар. При этом в оба шара продолжается собирание дополнительных порций энергии Неба и Земли. Взгляд на левую руку (рис. 15.32).

Затем во второй стадии правая рука выносит свой шар вперед к шару левой руки (рис 15.33).

Объединив оба шара, руки медленно опускаются вниз. Одновременно нажимая мысленно на точку ци-хай, перенести вес тела на правую ногу (рис. 15.34).

Пронося шар мимо тела назад в инерционном движении, повернуть тело вслед шару, поднимающемуся по дуге вверх до уровня плеча. При этом положение нижней половины тела не меняется, сохраняя направление. Правая рука, держа шар на уровне плеча, продолжает движение, отдаляясь от тела. Левая рука средним и безымянным пальцами прикасается к внутренней стороне локтевого сустава правой руки, отдавая энергию в шар, находящийся на правой ладони. Взгляд на шар в правой руке (рис. 15.35).

Третья фаза начинается с разъединения рук, поворота верхней половины тела влево в естественное положение и возвращения рук к груди. При этом левая ладонь занимает горизонтальное положение, правая — вертикальное пальцами вверх. Внимание сопровождает движение шара (рис. 15.36).

Толкая шаром в правой руке ладонь левой, руки выпрямить на уровне груди, перенося одновременно вес тела на левую ногу.

Движение вперед заканчивается, когда колено передней ноги висит над большим пальцем (рис 15.37).

Руки, объединяясь в едином движении, держат шар и разворачиваются ладонями вниз, сохраняя ощущение активности энергопотенциала в нем. Четвертая стадия возвращает центр тяжести на правую ногу, ощущение давления в т. ци-хай. Ступня левой ноги касается земли только пяткой. Руки опускают шар на стопу пустой ноги (рис. 15.38),

прокатывают его вверх по ноге и передней части тела до точки чен-цзян, стимулируя переднесрединный меридиан (рис 15.39).

Затем, перемещая вес тела на левую ногу, вытолкнуть шар вперед. Снова движение тела вперед управляется нажимом на т. мин-мэнь с выжимом энергии дань-тяня в руки (рис.15.40).

20) Воробьиный хвост.

Форма повторяется в другую сторону, и для того, чтобы перейти в исходное положение для начала формы, выполняется переходное движение. Его функция—плавно перенести тело через поворот на 180 градусов Сначала правая рука плавно переходит по дуге на уровне плеч направо, вслед за этим движением следует тело. Нажимом на т. ци-хай смещать центр тяжести на правую ногу, приподнимая носок левой (рис.15.41).

Затем, следуя за движением правой руки, тело скручивается вправо, и левая стопа поворачивается на пятке внутрь. Руки раскрыты в стороны.
Руки переходят на левую сторону, левая рука сгибается в локте, и ладонь подходит к плечу, а правая продолжает движение, рисуя овал. Тело переносит вес на левую ногу, освобождая правую.

Поясница продолжает управлять вращением тела вправо. Руки занимают исходное положение к началу формы «воробьиный хвост», держа шар у левого плеча (рис. 15.42).

Правая нога подтягивается к левой, пружинисто опирается на носок, как бы собираясь шагнуть вправо. Поясница глубоко оседает на левой ноге, сворачивая тело на восток. Затем выполняется инверсия формы «воробьиный хвост». Последняя стадия движения заканчивается толчком шара вперед и переносом веса тела на правую ногу (рис.15.43).

21) Простой хлыст.

При выполнении напоминает удар хлыстом с предшествующим замахом. Эта форма продолжает «игру с шаром» переносом его в вытянутых рука на уровне плеч влево, опять поясницей разворачивая тело на запад. При переносе рук ладони повернуты вниз, собирая Инь-ци. Вес тела при этом переносится на левую ногу, а правая ступня разворачивается внутрь на пятке (рис. 15.44).

Движением поясницы сбросить руки но нижней дуге на правую сторону тела. Вес тела перемещается на правую ногу. Ладони постоянно фиксируют ощущение шара энергии. Шар поднимается по правому боку до уровня плеч. Взгляд постоянно сопровождает движение шара по эллиптической траектории. Правая рука останавливает свое движение вверх, и скручивая запястье вниз, формирует кисть-крюк и отключается от воздействия шара (рис. 15.45).

Левая рука переносит энергетическое ядро на уровне точек жэнь-чжун и чен-цзян влево, омывая лицо. Верхнюю часть тела и руку раскручивает влево мощное движение поясницы. Продолжая движение левой руки на запад и подталкивая поясницу в т. мин-мэнь, перенести вес тела в соотношении 7:3 на левую ногу. Энергетический импульс от толчка правой ноги проходит по ноге через дань-тянь в левую руку (рис 15.46).

22) Разогнать облако.

Форма, регулирующая энергию энергооболочки. Руки разравнивают потенциал вокруг тела движениями по круговым орбитам навстречу друг другу.

Вначале вес перемещается на правую ногу с одновременным перенесением левой руки по нижней дуге на правую сторону тела. При этом рука ладонью повернута к телу. Левую стопу повернуть внутрь, стремясь к тому, чтобы стопы были параллельны. Вес тела распространяется равномерно на обе ноги. Колени располагаются над большими пальцами ног, бедра, по возможности, стремятся быть параллельными земле. Такая низкая мощная укоренившаяся стойка с весом тела на обеих ногах в Тайцзи-цюане применяется как исключение. Обычно действует правило, что вес постоянно сосредоточивается на одной ноге, с опустошением другой. А стойка, называемая ма-бу, т.е. «стойка наездника», чаще принимается во внешних стилях у-шу и часто в Цигун, особенно статических видах, так как оказывает стимулирующее действие на энергию нижнего дань-тяня (рис.15.47).

Правая ладонь раскрывается и, развернувшись к телу точкой лао-гун, находит энергетический контакт с левой рукой. Этот момент можно рассматривать как распределение энергопотенциала между обеими ладонями. При этом верхняя часть тела продолжает поворот вправо, что вызывает скручивание позвоночника, активизацию дань-тяня и, соответственно, нарастание активности зон обеих ладоней. Раскручивая позвоночник, перемещать руки по окружности на левую сторону тела. Левая рука—по верхней дуге, а правая — по нижней воздействуют на энергетический потенциал тела. Взгляд сопровождает руку, проходящую на уровне лица (рис.15.48).

Продолжая скручивающее движение корпусом влево, перенести руки на левую сторону. Развернуть левую ладонь так, чтобы удобно было вести ее внутренней стороной к телу, по нижней дуге направо. Очень важен момент встречи рук на сторонах тела, т. к. пересекая на разных уровнях тело, они обогащаются различными потенциалами (ниже более выражена Инь-ци, а вверху — Ян-ци). При этом скрученность позвоночника позволяет направить больше энергии в кисти рук и усилить энергооболочку по бокам тела. Расслабляя мышцы спины, раскручивать позвоночник. Руки, продолжая движение по окружности, направляются вправо. Правая рука — по верхней дуге, а левая — по нижней, взаимодействуют с энергией тела и лица (инверсия рис.15.48).

23) Разогнать облако.

Продолжая вращательное движение вправо, позвоночник опять скручивается. Ладони опять получают дополнительный импульс из дань-тяня. Развернув правую ладонь на 360 градусов, продолжать движение руками по тем же траекториям, не забывая уделять внимание обмену энергией при встрече ладоней по сторонам тела. Повторить форму 22 два раза. Затем, смещая вес тела на левую ногу, продолжить перенос рук на левую сторону тела, поворачивая тело влево (рис. 15.49).

24) Аист раскрывает крылья.

Подвинуть правую ногу к пятке левой, а руки поднести к переднесрединному меридиану. Затем руки проходят над меридианом жэнь-май навстречу друг другу. Тонизирующее воздействие потенциалом шара на зоны меридиана до встречи ладоней над точкой шань-чжун. При этом в нее посылается стимулирующий импульс. Вес тела перемещается на правую ногу, левая приподнимается на носок.

Руки продолжают движение по жэнь-май со сменой поляризации шаров. Левая рука опускает Инь-ци, а правая поднимает Ян-ци. В конце движения по жэнь-май левая рука на уровне точки цюй-гу, а правая — у точки тяй-ян (рис.15.50).

 

 

25) Иголка на дне моря.

Глубина дыхания в этой форме подобна глубине моря. Внимание концентрируется на указательном и среднем пальцах правой руки, где скапливается Ян-ци. Опускать руку вниз, все более и более насыщая кончики пальцев энергией Инь. Ощущение активности уступает приливу тяжести в кончиках пальцев, проходящему через все уровни тела по направлению к Земле. Постепенно, приседая на правой ноге, все более выжимать из тела воздух на глубоком выдохе и вытеснять Ци из дань-тяня, направляя ее в необходимом направлении. В итоге средний палец касается земли, замыкая внутренний потенциал энергии с энергетическим зарядом Земли (рис. 15.52).

Здесь возможны варианты регуляционной работы в зависимости от потребностей организма:

— отдать часть отработанной энергии с тем, чтобы в следующей форме набрать свежей;
— вбирать Инь-ци Земли в руку по мере приближения и касания, как бы закачивая по шлангу;
— сосредоточиться на ощущениях внутри кисти во время перехода от насыщенности Ян-ци к мощному Инь-ци и т. д.

 

26) Раскрывающийся веер.

Ладони поворачиваются вверх, руки вытягиваются вперед, и правая ладонь кладется в левую, т. е. перестраивается для набора Ян-ци. Не меняя положение корпуса, одновременно с движением рук вперед выдвигается левая нога, ставится на пятку. Очень важно начальное ощущение сгруппированности, удобства, устойчивости (рис.15.53).

Затем, перенося вес тела на левую ногу, мощным импульсом в мин-мэнь, толкать тело вперед. Это вызывает выплеск энергии в кончики пальцев. Говорят, что Мастер в этот момент выстреливал энергетической стрелой из «третьего глаза». Руки раскрываются, как веер. Обе ладони направлены в правую сторону. Вся форма напоминает стрельбу (рис.15.54).

27) Три удара.

Повернуться вправо на 180 градусов, сохраняя ось позвоночника ровной, перенести вес тела на правую ногу, вслед за круговым движением правой руки, проходящей вверх и вправо. Левая стопа поворачивается внутрь, помогая сохранить устойчивое положение. Ладонь правой руки повернута вниз, собирая иньскую энергию и поднося ее к нижнему дань-тяню (рис. 15.55).

Перенести вес тела на левую ногу мысленным нажимом в точку ци-хай. Правая нога опирается на землю только пяткой. Левая рука двигается синхронно с правой рукой по противоположной стороне окружности, описываемой руками. Правая рука при этом опускается к правому плечу. Ладони также повернуты вниз, собирая иньскую энергию (рис. 15.56).

Правая ладонь, проходя рядом с левым бедром вверх под мышку левой руки, сжимается в кулак и, не останавливаясь, продолжает круговое движение вперед. Мысленным нажимом на точку мин-мэнь центр тяжести переносится на правую ногу, сочетая это движение с нанесением третьего кругового удара тыльной стороной правого кулака. Из нижнего дань-тяня в направлении движения руки посылается импульс, усиленный внесением в область дань-тяня энергетического шара, собранного левой рукой в предыдущем движении (рис.15.57).

28) Конверт, скрепленный печатью.

Эта форма также состоит из нескольких фаз: «взятие свитка», «оттиск печати», «забирание печати», «возвращение свитка посыльному». Левая нога выдвигается вперед синхронно с вытягиванием левой руки, пружинисто опирается на носок. Разворачивая корпус на оси позвоночника, выдвигаем вперед левое плечо. Коснувшись рукой воображаемой стены, одновременно переносим левую стопу с носка на пятку. Левые рука и нога по ощущениям напоминают натянутую тетиву лука, готовую выбросить стрелу. Концентрация внимания на подготовке скручивания поясницы, что позволяет выбросить из дань-тяня мощный импульс энергии в последующем движении (рис. 15.58).

Энергично возвращая вес тела на правую ногу и толкая себя в точку ци-хай, направить импульс в правый кулак и перенести вес тела на правую ногу. Правый кулак выдвигается вперед в вертикальном положении, как бы ставя печать, а левая ладонь, повернутая вправо, возвращается к локтю правой руки (рис. 15.59).

Левая рука, продолжая эллипсоподобное движение ладони, сверху прокатывает шар по верхней части предплечья правой руки вокруг зафиксированного кулака. Затем, огибая кулак снизу, подхватывает правую руку за запястье. При этом толчком энергии в точку мин-мэнь сместить вес тела на левую ногу (рис. 15.60).

Подтянуть соединенные руки к груди, но мере приближения разжать кулак и, разъединив руки, взять энергетический шар. Вес тела перемещается при этом назад, на правую ногу. Тело втягивает энергию фронтальной поверхностью. Движение рук совершается по эллиптической траектории, вызывая пружинистый прогиб грудного отдела позвоночника с ощущением устойчивости поясницы и таза (рис. 15.61).

Вытолкнуть шар впереди ладонями обеих рук, перенося вес тела на левую ногу и скручивая поясницу. Правая нога активно выпрямляется с опорой на пятку, что придает передвижению большую силу и жесткость (рис. 15.62).

29) Обращение к семи звездам (Большая Медведица).

Поворачиваясь на юг вслед за движением правой руки на свою сторону, перенести вес тела на правую ногу. Левую ступню довернуть носком на юг. Правая рука двигается ладонью наружу на уровне лица, с постепенным опусканием на уровень плеч (рис.15.63).

Объединяя последующее движение обеих рук, опустить их через стороны вниз, собирая ладонями иньскую энергию. Поднести обе руки к точке цюй-гу, сжать в кулаки и в перекрещенном виде поднять по центральной линии тела вверх над головой (рис.15.64).

Разжать кулаки, ладони, направленные вниз, опускать по сторонам тела. Одновременно левая нога делает зашагивание за правую ногу примерно на расстояние ширины плеч (рис. 15.65).

30) Обращение к семи звездам.

Перенося вес тела на обе нога, заставить тело повернуться на 180 градусов влево. При этом руки равномерно опускать, собирая ладонями иньскую энергию. Поднести обе руки к т. цюй-гу, сжать в кулаки и перекрестить запястьями (рис.15.66).

Опять поднять скрещенные руки вверх по центральной линии тела. Энергия нижнего дань-тяня объединяется с активностью пронизывающего канала, поднимается до зоны сы-шень-цун, заполняя все тело потенциалом энергии, накопленным при выполнении комплекса Тайцзи-цюань (рис.15.67).

 

Затем разжать кисти, медленно расслабляя и опуская локти, начать успокоение внутренней энергии, продолжая набор иньской энергии ладонями, опускаемыми по сторонам тела. Вес тела перемещается на правую ногу, и левая стопа подтягивается чуть ближе (рис. 15.68).

31) Омывание энергией.

Одна из завершающих форм, по значению подобна форме 2 «Слияние с Землей и Небом». Также внимание направлено на взаимодействие с Инь-ци Земли и Ян-ци Космоса. Не останавливая движения рук, опустить их ладонями до т. цюй-гу и объединить ладонями в «голову дракона» перед каналом жэнь-май. По центральной линии тела поднять вверх над головой, одновременно сосредоточившись на поднятии из Земли энергии в тело через ноги, мембрану промежности и насыщении каждой клетки всего тела иньской энергией (рис. 15.69).

Развернув ладони наружу, разъединить руки и начать опускать их по сторонам, зачерпывая Инь-ци в чаши ладоней. Сосредоточиться на ощущении, что тело до макушки головы погружено в океан иньской энергии, которая пропитывает его со всех сторон (рис.15.70).

Медленно приседая, погрузить руки в недра Земной Ци, зачерпывая наиболее нужную по качеству энергию. Взгляд сопровождает действие рук, опускаясь вниз (рис.15.71).

Направив ладони друг к другу, объединить их энергодействие на удержании энергетического шара, извлеченного из Земли. Понемногу прессуя этот шар, разогнуть колени, выпрямляясь, и поднести шар к уровню дна нижнего дань-тяня. Внедрить этот сгусток энергии в нижний дань-тянь, сосредоточив внимание на взаимодействии внутренней энергии и привнесенной из Земли. Взгляд устремлен вперед-наклонно-вниз (рис. 15.72).

 

Медленно, с глубоким проникновением в энергетическую регуляцию, шар энергии поднимается внутри тела вверх, охватывая по мере продвижения все ткани физического тела своей активностью и напитывая их. Руки, сопровождая это движение, не спеша поднимаются над фронтальной частью туловища до т. чен-цзян (рис. 15.73).

 

Таким образом, выполняется иньский энергетический душ.

Теперь внимание переключается на концентрированный набор энергии Ян, но, отключая внимание от набора Инь-ци, надо дать себе установку на продолжение самого набора. Руки, достигнув уровня нижней челюсти ладонями, опускаются вниз, наклонно расходясь в стороны. Ладони поворачиваются чашами вверх и синхронизируют набор с активностью зоны сы-шень-цун (рис. 15.74).

Поднимая руки через стороны, выполнить набор энергии Ян в чаши ладоней. Направив действие ладоней друг к другу над головой, объединить всю собранную энергию в единый шар и мягко, не спеша, опустить его на зону макушки, стараясь почувствовать все нюансы этого соприкосновения (рис. 15.75).

По активному пронизывающему каналу опускать сгусток энергии вниз, прислушиваясь к взаимодействию, разравнивающему и успокаивающему внутреннюю энергию. Руки, следуя за движением шара, опускаются вниз, ладонями взаимодействуя с ним и со всей внутренней и поверхностной энергией тела (рис. 15.76).

Проходя через верхний, средний и нижний дань-тяни, шар опускается на мембрану промежности, растекается по дну нижнего дань-тяня до тазобедренных суставов и опускается по ногам до кончиков пальцев. Ладони останавливаются на уровне паховых складок, дальнейшее движение сопровождается мысленно (рис.15.77).

Таким образом выполняется янский энергетический душ.

32) Успокоение Ци.

Ладони перекрещиваются перед фронтальной поверхностью на уровне т. цюй-гу, повернув чаши вверх. Смысл перекрещивания — в нейтрализации зарядов янской и иньской ладони, уравновешенности их потенциала и снижении его уровня (рис 15.78).

В таком положении кисти поднимаются вверх до уровня рта, где находятся точки «скорой помощи», и разъединяются, расходясь слегка в стороны для того, чтобы ладони направить на зоны головы (рис. 15.79).

 

Сосредоточившись на ощущении внутренней активности тела, опустить ладони по своим сторонам тела до уровня паховых складок, стремясь собрать всю активность в нижнем дань-тяне, помочь опусканию энергии в него и очистить тело от застоев, гиперактивных зон и зажатости.

Выделить нижний дань-тянь во внимании как центр притяжения всех больших и малых внутренних потоков энергии (рис.15.80).

Положить левую ладонь {для женщин — правую) точкой лао-гун на т. ци-хай, взаимосвязывая активность руки с осью, идущей от т. ци-хай вглубь брюшной полости. Сверху положить правую ладонь также точкой лао-гун, усиливая действие по активности, концентрации оси в нижнем дань-тяне, а также закрывая свое тело этим от внешних воздействий и обеспечивая защиту для внутренней регуляции (рис. 15.81).

Сосредоточиться на цельности всего физического тела и его взаимосвязи с энергетическим каркасом внутренних центров, каналов, точек. Дать установку на сохранение внутренней мощи, эластичности, здоровья.